Вы здесь: Главная > поезда, приключения, путешествие, Транспорт, Урбанизм, экономия > Путешествие по России в режиме «Ночь в поезде, день в городе»

Путешествие по России в режиме «Ночь в поезде, день в городе»

Из-за короновируса закрыты границы и непонятно, что с открытием будет, да и с деньгами могут быть сложности, а в отпуск хочется… Местами вещают о внутреннем туризме, а мне есть, что сказать по этому поводу!

Как-то раз я прокатился по России необычным способом, и хоть это было в 2015 году — идея остаётся актуальной.

Даже @Milfgard её одобрил! Собственно идея — в названии статьи, а подробности реализации — под катом.

puteshestvie po rossii v rejime noch v poezde den v gorode Путешествие по России в режиме «Ночь в поезде, день в городе»

Тема статьи была интересна Тинькофф.Журналу, и в определённый момент статья писалась для них, поэтому тут и про деньги в том числе. Это был интересный и полезный опыт (спасибо, ТЖ!), но мне тяжело далась совместная работа с редактором, поэтому я отказался от сотрудничества.

Идея

Начну немного издалека… Что входит в базовые составляющие путешествия?

Если зайти на любой сайт про туризм, там будут разделы типа «Авиа, Ж/Д, Авто, Отели, Туры». Или в двух словах — транспорт и жильё.

Чтобы сэкономить, можно отказаться от расходов на что-то одно, например, вместо отеля жить в палатке, или пойти в путешествие пешком… Но есть и ещё один способ — объединить транспорт и жильё в один пункт. Если спать в поезде, пока перемещаешься из города в город — можно сэкономить время, деньги и посетить много мест за один раз.

Не думаю, что я первый, кто это придумал, но в 2015 году мы с женой за 10 дней посетили 8 городов и проехали более 6 тыс км.

Алгоритм прост:

1. Сесть в поезд
2. Приехать в другой город
3. Посмотреть его
4. При необходимости повторить с пункта 1

Но есть нюансы.

Маршрут

Я считаю, что самое главное — заранее продумать маршрут и купить билеты. Это необходимо сделать, чтобы уложиться в сроки и не остаться без билетов.

Я целенаправленно ехал в Европейскую часть России. При этом мне важно было посетить Ярославль и Самару, (казалось, что это очень интересные города) поэтому вот какой маршрут получился у меня:

puteshestvie po rossii v rejime noch v poezde den v gorode 2 Путешествие по России в режиме «Ночь в поезде, день в городе»Новосибирск — Омск — Екатеринбург — Киров — Ярославль — Москва — Тамбов — Саратов — Самара — Новосибирск

Цвета меток указывают на разные особенности: Новосибирск — стартовый и конечный город, на Ярославль и Самару был взят дополнительный день, Москва — проездом. Подробнее расскажу ниже.

Для подбора маршрута было бы идеально иметь заполненную табличку вида:

puteshestvie po rossii v rejime noch v poezde den v gorode 3 Путешествие по России в режиме «Ночь в поезде, день в городе»
Но у меня такой нет. Я обращался к агрегаторам, но увы… Яндекс-расписания мне помочь не смогли, тинькофф-путешествия, может и помогли бы, но статья не в их журнале… tutu.ru идея понравилась и задача записана в блокнотик, но пока не до неё…

Думаю можно делать примерную оценку с помощью карты или с помощью таблицы расстояний между городами. Скорость поезда, конечно, бывает разной — ржд для скорого поезда даёт границы 50-90км/ч. Стало быть, за 720 км пути наверняка выспитесь… Если есть идеи — пишите в комменты!

Как я подбирал маршрут

Я открыл карты (яндекс/гугл/осм не важно) отобрал крупные города, которые находятся в 8-13 часах пути от точки старта, т.е. Новосибирска. Из таких на западе был только Омск…

На сайте ржд проверил какие поезда есть на этом направлении в нужную дату. Выписал их, чтобы выбрать наиболее подходящий (чтобы ехать ночью, приезжать утром, с нормальными местами в вагоне, а не верхней боковушкой у туалета). Только выписал, не покупал. Покупать билеты сразу не рекомендую — вдруг у вас не получится построить весь маршрут и вы будете что-то менять. Лучше покупать билеты для всего путешествия одновременно.

На следующем шаге я повторил поиск уже для нового города — после Омска я мог поехать в Екатеринбург, Челябинск или Тюмень. Я снова выписал поезда, цены на билеты и число мест в поезде, но продолжил поиски только для Екатеринбурга, т.к. он мне был интереснее. Если бы я не нашёл хорошего рейса в нужные даты из Екатеринбурга, то вполне мог бы поменять его на Челябинск и проложить другой маршрут.

Дальше я продолжал поиски для каждой новой точки в путешествии, город за городом. Вот добавил Казань, но в Ярославль поездов нет, значит меняю на Киров. Так как мне было важно в конце путешествия вернуться в Новосибирск я делал кольцевой маршрут. Но никто не запрещает не возвращаться в город старта, или вернуться, например, на самолёте. Короче, выбирайте на свой вкус.

По такой схеме я составил маршрут, проверил, что все места какие мне нужны в наличии и купил билеты. Желательно все одновременно, особенно, если на некоторых поездах не очень много мест…

Путешествие готово, остальное уже мелочи!

Вот итоговая таблица с моими перемещениями:

puteshestvie po rossii v rejime noch v poezde den v gorode 4 Путешествие по России в режиме «Ночь в поезде, день в городе»

Мы ездили только плацкартом (+ до Москвы на электричке). 5 раз ехали на боковых местах и 3 раза на стандартных. Обычно, я страдаю в плацкарте из-за своего роста (187+-3см), но на боковушках мне удобнее — есть стенки для упора и никто не задевает ноги в проходе. Рекомендую заранее разок попробовать что такое плацкарт и боковушка, если до этого не ездили.
Вагоны были как старые, так и новые, как угадывать хорошее место — не знаю.

puteshestvie po rossii v rejime noch v poezde den v gorode 5 Путешествие по России в режиме «Ночь в поезде, день в городе»Самым классным был поезд Москва-Тамбов

Конечно, важным параметром выступает количество дней отпуска. Если отпуск 7 дней, а городов запланировано 10, то выделить целый день для каждого города очевидно не получится. Однако, это не повод отказываться от части городов. Можно планировать два города в день! Но тогда между ними должно быть не 8-12 часов, а наоборот — чем меньше, тем лучше.

Например, мы так сделали с Москвой. Утром погуляли в Ярославле, сели на электричку, за 4 часа приехали в Москву, 6 часов там и дальше в Тамбов.

Важный нюанс — в Ярославле у нас было ещё один день до этого, поэтому у нас не было спешки и 4 часа на дорогу нас устраивало. Но в стандартной схеме без остановок на дополнительный день — лучше бы на короткую дорогу выделять не больше 2 часов.

Гостиницы и хостелы

Да, в Самаре и Ярославле мы оставались на дополнительный день.

Переночевать в городе может быть полезно по разным причинам. Например, мы немного переживали, что не потянем поездку совсем без остановок было желание посмотреть пару городов подробнее, да и просто планировали нормально помыться в дороге. Рекомендую заранее узнать график отключения горячей воды, чтобы не мыться из тазика (с этим мы столкнулись в Ярославле).

norguhtar подсказывает, что в поездах и вокзалах есть душ за недорого. В целом, сейчас я бы предпочёл именно этот вариант.

puteshestvie po rossii v rejime noch v poezde den v gorode 6 Путешествие по России в режиме «Ночь в поезде, день в городе»Номер на двоих в Ярославле

Хостелы мы бронировали заранее, без предоплат. Скорее всего останавливались мы зря и лучше бы без остановки посетили ещё один город на обратном пути.

В качестве итога ещё раз обозначу опции из которых составлять своё путешествие:

— Города до которых ехать 8-12 часов (Стандартная опция — «ночь в поезде»)
— Города рядом, 0-2 часа (Опция «два города за день»)
— Дополнительный день в городе (Опция «хостел»)
— Кольцевой маршрут или прямая (Опция «самолёт»)

Про само путешествие

Суммарно по деньгам планировал на всё путешествие ~40 тыс. рублей. Да за 5 лет много поменялось, и надо было статью писать в 2015 году, но увы…

Все расходы можно распределить по пунктам:

— Билеты на поезд:- 28 340 рублей (9 ночей на двоих ~ 1574 рубля с человека)
— Хостелы: 2 x 1500 = 3 000 рублей
— Ежедневные траты: 9 x 1000 = 9 000 рублей

В хостелах мы брали отдельные номера, а не место в комнате на 10 человек. Потенциально можно было сэкономить сильнее.

На каждый день я закладывал 1000 рублей и в основном это было питание. В каждом городе мы старались разок сходить поесть в кафе. Остальное время питались печеньками/булочками, а в поезд брали БП. Удобно было закупаться в FixPrice — одна цена и ассортимент по всей России.

Однако в ежедневные траты попадал и форсмажор. У жены порвались джинсы в Саратове — купили там же замену за 1200. Ещё ходили в музей в Тамбове, т.к. утром было холодно, ветер и осадки. В остальном получалось укладываться в план — в одном городе тратились мало, а в другом много. Например, дорого (и невкусно) поели в Самаре на 1230 рублей, а в Москве дешево перекусили в Subway…

В выборе, где поесть действовали наугад:

puteshestvie po rossii v rejime noch v poezde den v gorode 7 Путешествие по России в режиме «Ночь в поезде, день в городе»Иногда получалось очень здорово (Кафе Рататуй в ЕКб, восторг)

puteshestvie po rossii v rejime noch v poezde den v gorode 8 Путешествие по России в режиме «Ночь в поезде, день в городе»
Иногда шли на риск) Кафе в Омске и дикая груша в Тамбове

Передвижение по городу

Одна из целей поездки — посмотреть, как оно живётся в России, поэтому бродили мы не только по центру.

За 8,5 дней мы прошли пешком 154 км. Все маршруты по городам я планировал заранее по карте. Это был путь вдоль парков, затрагивающий центр, включающий поездку на общественном транспорте. Иногда оставлял что-то для импровизации, но все поездки на общественном транспорте продумал заранее — старался, чтобы это была долгая поездка до конечной остановки.

puteshestvie po rossii v rejime noch v poezde den v gorode 9 Путешествие по России в режиме «Ночь в поезде, день в городе»
Маршрут омского трамвая №4 — 28 остановок. Почти весь город насквозь за 18 рублей.

Рекомендую помимо парков и достопримечательностей строить маршрут так, чтобы рядом встречались торговые центры, в них можно комфортно сходить в туалет/умыться.

Что взять с собой

С собой рекомендую брать минимум одежды и вещей, в идеале – полупустой рюкзак. Посмотрите погоду перед выездом — на таком разбросе городов она меняется ощутимо, а если приезжать рано утром, то может быть совсем холодно. Например, в Тамбове было +7, в Кирове было прохладно и шёл дождь.

Одежда должна быть удобной, кепка поможет маскировать немытые волосы.

Ещё рекомендую вести дневник и каждый день записывать впечатления, т.к. к концу путешествия половину уже не вспомнить, а остальное перемешается в голове. Записи можно делать на вокзале перед отправлением или в поезде перед сном.

Да, кстати, очень полезные в таком путешествии навыки — умение хорошо спать в поезде и много ходить.

puteshestvie po rossii v rejime noch v poezde den v gorode 10 Путешествие по России в режиме «Ночь в поезде, день в городе»Лавочки возле перехода — это гениально

Во время прогулок по городу, конечно, устаёшь, поэтому хорошо бы иметь что-нибудь на чём можно отдохнуть, например, туристический коврик “пенка”.

puteshestvie po rossii v rejime noch v poezde den v gorode 11 Путешествие по России в режиме «Ночь в поезде, день в городе»
Никто не тревожил нас, когда мы вот так останавливались на отдых

За всё путешествие вообще не было конфликтных ситуаций, кроме одного случая — с охранницей на вокзале в Екатеринбурге, которая запрещала сидеть на лавках с ногами, хоть мы и разувались…

Зато встречались позитивные персонажи. Например, на арбате подошёл парень с диктофоном и взял интервью для какого-то радио, мы ему рассказывали про места отдыха в Новосибирске и как правильно смотреть телевизор, но судя по всему в эфир это не пошло, зато было весело. А в Екатеринбурге наблюдали, как саксофонист учит незнакомого парня играть на пианино аккомпанемент для песни Get Lucky.

А ещё мы, будучи поклонниками творчества музыкальной группы «Операция Пластилин» из Тамбова, написали лидеру группы, Анатолию Царёву, и спросили о том, что стоит посмотреть в городе — он в ответ пообещал экскурсию. Увы экскурсия не получилась, но вечером он пригласил нас в гости. Толя, спасибо тебе, ты классный!

puteshestvie po rossii v rejime noch v poezde den v gorode 12 Путешествие по России в режиме «Ночь в поезде, день в городе»
Вот так мы гуляли.Иду до единственной станции метро в Омске

Вот и всё. Об ошибках просьба сообщать в личку, через Ctrl+Enter.

На вопросы с радостью отвечу в комментах, да и не только на вопросы.

Путешествие очень понравилось — на будущее планирую в таком же режиме съездить на Дальний Восток по БАМу. Примерный маршрут:
Новосибирск — Красноярск — Братск — Северобайкальск — Новая Чара — Тында — Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск — Владивосток и обратно самолётом.

Статья опубликована под лицензией CC BY-SA.

Автор: DS28

Источник


Оставить отзыв

Яндекс.Метрика