Перспективы IT-технологий на российском туристическом рынке
Согласно последней статистике, примерно 5 % туристов покупают авиабилеты онлайн, но при этом с каждым годом доля бронирования в интернете увеличивается минимум на 30 %, — заявил в беседе с Тонкостями Дмитрий Горин, генеральный директор холдинга Випсервис, — в какие-то годы было 50 %, в какие-то 60 % а в какие-то доходило даже до 80 %. Все идет к тому, что рынок онлайн технологий становится все более и более развитым. При этом мы в первую очередь смотрим на Европу, в которой до 40 % авиабилетов, ж/д билетов и туров покупают онлайн. Нам до 40 % еще идти и идти, даже если рынок будет увеличиваться в этом отношении на 50 % каждый год.
Прежде всего, мы стремимся к наиболее четкому интегрированию всех возможных систем онлайн бронирования в одной, хотя даже в Европе не все онлайн-ресурсы достигли этого уровня. Все хотят того, чтобы в одной системе не переходя из одного окна в другое окно можно было забронировать абсолютно все туристические услуги. Сейчас сначала клиент входит в одно окошко, бронирует, подтверждает, оплачивает, а потом в другое, где делает то же самое. А вся Европа, в том числе и Россия, стремится к тому, чтобы зайдя на один сайт, можно было забронировать авиабилеты, например в Стамбул, потом тут же выбрать гостиницу, подобрать страховку и, если необходимо, получить помощь в оформлении визы.
По сравнению с Европой, России приходится делать сразу десять шагов вперед. Мы все движемся примерно в одном направлении, но Европа уже прошла массу этапов, которые нам сейчас приходится попросту перескакивать. Кроме того существует множество проблем, связанных с развитием онлайна, в частности обновление цен авиакомпаниями. Нужно, чтобы они всегда поддерживали тарифы, которые существуют на данный момент. Система с этим справляется, а сами компании не всегда успевают обновлять тарифы. Однако такая проблема характерна не только для России, но и для других стран.
Для нашей страны большую роль играет и фактор доверия: если в Европе люди уже более-менее привыкли бронировать турпродукт онлайн, то в России не только не привыкли, но и боятся. Иными словами, россияне не уверены в том, что получат то качество услуг, которое бронировали. Именно поэтому необходимо иметь службу поддержки и работать только с проверенными партнерами.
Вообще в IT отрасли существует масса рисков. Туроператоры говорят, что они самые рисковые, но это не так, ведь мы-то зависим от технологий. Всегда есть вероятность того, что произойдет какой-то сбой в интернете, и от этого необходимо быть застрахованным. Помочь в этом может развитие сетей и коммуникаций. Также большую роль играет четкая работа любой технологической системы: если что-то не так, это необходимо тут же исправить. Для этого должны быть определенные контролеры, которые следят за ее работой. Наконец, не стоит забывать и человеческий фактор: туристы, купившие авиабилеты онлайн, пришли на стойку регистрации, а их не регистрируют. Такое тоже бывает. Сбой может произойти где угодно: так бронь дошла, но почему-то не подтвердилась, ив системе авиакомпании ее нет, а на сайте бронирования есть. В таких ситуациях важна четкая работа персонала, потому что любая проблема, которая есть, решается. Важно знать, как ее решать и кому позвонить, чтобы ее решили.
И все же у российского рынка онлайн-бронирования перспективы самые широкие. Говорят, что в прошлом году был кризис, и в этом году тоже его ждут. Туризм — это первый индикатор по наличию кризиса в стране, ведь люди тут же начинают ужимать расходы на отдых. Но, если посмотреть на количество бронирований у Випсервиса и ряда туроператоров, то у всех отмечается повышение продаж; 10, 20, 30 % в зависимости от того, какие продукты они предлагают рынку.
Ожидания самые радужные, поскольку загранпаспорт появляется у все большего количества людей. Если буквально три года назад по разным регионам у 2-8 % населения был загранпаспорт, то сейчас планка поднялась и составляет от 5 до 14 %. Люди начали больше путешествовать, а значит, продаж тоже будет больше, в том числе и у тех, кто продает только авиабилеты, потому что люди стремятся воспользоваться не стандартным продуктом, а сформировать тур самостоятельно.