Вы здесь: Главная > мультимодальность, мультимодальные перевозки, путешествия, Транспорт, Урбанизм > Мультимодальный маршрут In A Nutshell

Мультимодальный маршрут In A Nutshell

multimodalnyi marshrut In A Nutshell Мультимодальный маршрут In A Nutshell

Иллюстрация от Storyset

Введение

Каждый день вы становитесь участником мультимодальной перевозки даже не задумываясь об этом. 

Что же это такое простым языком?

По сути - это ваш ежедневный утренний маршрут на работу, учебу, где вы сначала садитесь на автобус, потом на метро, далее берете в аренду велосипед или самокат.Более редкий пример - ваша поездка в отпуск. Она не начинается в аэропорту или железнодорожном вокзале. Она начинается около вашего дома, где вы заказываете такси или садитесь в автобус, добираетесь до железнодорожного/авто вокзала или аэропорта, потом трансфер или такси на месте, а может и снова автобус, что-бы добраться до места.

Что общего между этими сценариями? Общее тут то, что в обоих случаях - это цепочка связанных друг с другом маршрутов, которые вы построили. Все эти кусочки выполняются разными видами транспорта, а в целом такой маршрут называется мультимодальным.

Давайте разберемся с деталями и решениями, которые в основе своей используют мультимодальную перевозку.

Пассажир и виды транспорта

Мультимодальный маршрут схематично можно  изобразить следующим образом:

multimodalnyi marshrut In A Nutshell 2 Мультимодальный маршрут In A Nutshell

Рис.1. Мультимодальный маршрут с городским транспортом.

Как видите, все начинается и заканчивается с персональных видов транспорта, оплачиваемых по факту предоставления услуги. 

Между ними находится общественный транспорт, проезд на котором оплачивается заранее или в момент начала маршрута. Также может использоваться оплата с депозита (для Москвы - карта Тройка).

Безусловно, в зависимости от маршрута количество и виды транспорта будут варьироваться, что будет влиять на время в пути и итоговую стоимость поездки. 

Если говорить про поездку в отпуск или на отдых, то там мы увидим аналогичную последовательность движения, но в нее будет добавлена междугородняя или международная перевозка.

multimodalnyi marshrut In A Nutshell 3 Мультимодальный маршрут In A Nutshell

Рис.2. Мультимодальный маршрут с междугородним и международным транспортом.

Междугородний транспорт может стыковаться друг с другом, поезд с самолетом, автобус с поездом и т.п.

Наша задача как пассажиров - проработать маршрут, оптимизировать его по географии, времени, стоимости, купить билеты на все виды транспорта.

Автоматизация - сервисы для путешественников

На момент написания этой статьи для путешественников полноценного door-to-door решения, позволяющего строить маршрут и сразу его оплачивать на рынке нет.

В качестве примера приложения, работающего с городским транспортом можно, можно говорить о “Московский транспорт” и региональные приложения от компании Датапакс, которые закрывают городской и пригородный участки
(ссылки на Google Play доступны только через VPN для читателей на территории РФ).

В части междугородных перевозок на рынке присутствует только одно решение от компании Онэлия (tripandfly.ru), которое на данный момент может строить мультимодальный маршрут на 5 видах транспорта (железнодорожный дальнего следования, железнодорожный пригородный, авиационный, автобусный, водный) с возможностью их покупки в одном заказе.

В основном на рынке для путешественников доступны только сервисы, которые закрывают по отдельности маршруты на одном виде транспорта.

multimodalnyi marshrut In A Nutshell 4 Мультимодальный маршрут In A Nutshell

Рис.3. Онлайн бронирование транспорта

На рисунке выше цветом выделены виды транспорта, которые сейчас можно купить на разных интернет ресурсах. Сайтах метапоисковиков, собирающих предложения от агентств и перевозчиков, а также на сайтах онлайн туристических агентств.

На международном рынке в качестве примеров можно назвать сервис Rome2Rio, Omio. Omio не предоставляет полноценного мультимодального сервиса, а лишь инициирует поиск всех доступных видов транспорта по маршруту путешественника, решая задачу оптимальной стоимости маршрута.

На Российском рынке мультимодальное решение работает на ресурсе РЖД с приоритетом на железнодорожный транспорт (по понятным причинам).

О работах в направлении мультимодальных перевозок говорила компания Сирена в рамках своего продукта MixWel, компания ВИПСервис, но в обоих случаях с рабочим продуктом в открытом доступе ознакомиться нельзя.

Достаточно серьезный задел на создание полноценного мультимодального сервиса есть у российских игроков туристического рынка Яндекс и ТуТу. Но пока Яндекс выступает в роли метапоиска по моно транспортным услугам, говорить о создании полноценного мультимодального сервиса преждевременно.

Примеры мультимодальных маршрутов

Для примера возьмем маршрут Нижний Бестях (Республика Саха (Якутия)) - Москва.

multimodalnyi marshrut In A Nutshell 5 Мультимодальный маршрут In A Nutshell

Рис.4. Мультимодальный маршрут Нижний Бестях - Москва, Tripandfly.ru

Tripandfly предлагает маршрут с использованием железнодорожного и авиационного транспорта длительностью 1 день 7 часов.

multimodalnyi marshrut In A Nutshell 6 Мультимодальный маршрут In A Nutshell

Рис.5. Мультимодальный маршрут Нижний Бестях - Москва, rzd.ru

С учетом приоритета железнодорожного транспорта сайт предлагает возможность проехать по маршруту за 6 дней 5 часов.

multimodalnyi marshrut In A Nutshell 7 Мультимодальный маршрут In A Nutshell

Рис.5. Стыковка железнодорожных предложений по маршрут Нижний Бестях - Москва, tutu.ru
multimodalnyi marshrut In A Nutshell 8 Мультимодальный маршрут In A Nutshell

Рис.5. Стыковка железнодорожных предложений по маршрут Нижний Бестях - Москва, travel.yandex.ru

В сервисах от Яндекса и ТуТу нет мультимодальных предложений, но они оба предлагают состыковать два железнодорожных маршрута в один для решения задачи пассажира.

Подход идентичен созданию виртуального интерлайна для авиационной перевозки, когда у авиакомпаний отсутствуют договора для обеспечения пересадки и ответственность за пересадку несет пассажир.

Во всех вариантах есть один минус, на который достаточно быстро обратят внимание жители Якутска или Нижнего Бестяха. Этот минус - следствие проблемы полноты данных в системах, которые занимаются построением мультимодальных маршрутов и их источников. В данном случае не учтен тот факт, что между Якутском и Нижним Бестяхом существует автобусное сообщение, зимой - по замерзшей Лене, а летом - на пароме. Таким образом, оптимальный маршрут был бы Автобус + Самолет и время в пути сократилось бы до “менее суток”. Надо признать, что прямой маршрут Иркутск-Нижний Бестях на сайте rzd.ru предлагается с учетом этой возможности.

Открытые вопросы

Не смотря на то, что работающие сервисы позволяют путешественнику решить вопрос построения маршрута и достаточно гибко подойти к вопросу оптимальности стоимости и времени в пути, они пока не решают проблему поддержания его целостности. В случае отмены или задержки одного из рейсов мультимодального маршрута, пассажиру придется оперативно перестраивать маршрут целиком.

Еще одно существенное ограничение - использование только междугородних и международных видов транспорта при построении мультимодального маршрута. Пока городской сегмент, а также первая и последняя мили не участвуют в построении. Эти участки могут быть максимально вариативными и предлагаться путешественнику как опцию, показывающую варианты, как он может закрыть этот участок маршрута. Причем, по мере приближения к началу поездки эти опции могут меняться.

Ну и, наверное, самый существенный вопрос - это осведомленность пассажира, что подобные сервисы существуют и они могут решить задачи по построению маршрута, оптимизации стоимости и времени в пути. В ближайшем будущем, эти решения, я надеюсь, будут предлагаться уже от двери до двери, что сделает наше путешествие еще более комфортным.

Автор: AtamanIgor

Источник


Оставить отзыв

Яндекс.Метрика