Гринвич – сердце мореплавания
Гри́нвич (англ. Greenwich) — «морские ворота» Лондона, историческое предместье, а теперь — административный округ (боро) на юго-востоке британской столицы, на правом берегу Темзы, издавна тесно связанный с Британским флотом.
Гринвич знаменит тем, что является нулевой точкой отсчёта долготы и часовых поясов земного шара. Нулевой меридиан исторически связан с Гринвичской обсерваторией.
Топоним Grenewic или Grenevic имеет саксонское происхождение, и буквально значит the green village или the village on the green («зелёная весь»).
В 1997 году набережная часть Гринвича в составе Гринвичского госпиталя и Гринвичского парка с Куинс-хаусом вошла в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Гринвич - сердце мореплавания.avi
(14:04, 91Mb)
Достопримечательности
- Королевская гринвичская обсерватория, через которую проходит нулевой или гринвичский меридиан, основана Карлом II в 1674 г.. Сейчас в зданиях старой обсерватории расположен музей астрономических и навигационных устройств (обсерватория была выведена из Гринвича в 1990 году в связи со световым засорением). Здание обсерватории расположено в Гринвичском парке.
- Королевский морской госпиталь построен в 1694—1705 гг. по проекту Кристофера Рена, который взял за образец Дом инвалидов в Париже. Прежде на месте госпиталя для моряков стоял средневековый королевский дворец (англ. Palace of Placentia), от которого сохранился домик королевы (Куинс-хаус), построенный для Анны Датской архитектором Иниго Джонсом. В настоящее время здание госпиталя используется Гринвичским университетом.
- Знаменитый чайный клиппер «Катти Сарк» установлен в Гринвиче на вечную стоянку в сухом доке. Неподалёку находится Национальный морской музей (открыт в 1937 году).
Гринвичская обсерватория
Гри́нвичская короле́вская обсервато́рия (англ. Royal Greenwich Observatory, код «000») — основная астрономическая организация Великобритании, с государственным финансированием. Организована в 1675 г. королем Карлом II для уточнения жизненно важных для мореплавателей координат и вначале размещалась в предместье Лондона Гринвиче. Поясное время исчисляется от проходящего через обсерваторию гринвичского меридиана. В 1953 г. большая часть обсерватории переведена из зданий, спроектированных Кристофером Реном, в позднесредневековый замок Хёрстмонсо (70 км к юго-западу).
Гринвичский госпиталь
Королевский военно-морской госпиталь (Royal Naval Hospital) — инвалидный дом, учреждённый на южном берегу Темзы в Гринвиче по инициативе английской королевы Марии II в 1694 году, после одного из сражений Войны за английское наследство, для призрения ветеранов британского флота.
Как и военный госпиталь в Челси, флотский госпиталь в Гринвиче строился в 1696—1712 гг. по проекту Кристофера Рена под руководством его ассистента Николаса Хоксмура. В заключительном этапе строительных работ принимал участие также Джон Ванбру.
Миниатюрный Куинс-хаус, сохранявшийся в Гринвиче от тюдоровского дворца (в котором родилась Елизавета I), было решено не трогать. Более того, для сохранения вида со стороны Темзы «дом королевы» был помещён Реном в центр новых построек, которые ныне огибают его со всех сторон.
На начальном этапе было возведено четыре здания, наречённых в честь королей Карла и Вильгельма, королев Марии и Анны. Строительство церкви при госпитале затянулось до 1742 года, причём после пожара она была основательно перестроена в 1779 году.
В 1869 году госпиталь был переведён из Гринвича в графство Саффолк. Постройки Рена было решено передать в ведение Королевского военно-морского колледжа, который занимал их с 1873 по 1998 годы. В настоящее время в них размещается Национальный военно-морской музей.
Гринвичский госпиталь стал одной из вершин реновского классицизма. Его мотивы часто проскальзывают в творчестве эдвардианских архитекторов (характерный пример — Ливерпульский порт). В 1997 году вместе с близлежащей Гринвичской обсерваторией здания госпиталя были объявлены ЮНЕСКО памятниками Всемирного наследия человечества.
Клипер (парусное судно)
Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip) обводами корпуса.
Первые клипера появились в США. В начале XIX века так называли ту разновидность шхун и бригантин, что строилась в городе Балтиморе. Острые обводы корпуса, увеличенная остойчивость, наклоненные к корме мачты, большая площадь парусов позволили клиперам развивать отличную скорость, превосходно удерживать курс, но за это пришлось заплатить уменьшением объёма грузовых трюмов и увеличением осадки. Высокая скорость также достигалась за счёт увеличенного отношения длины к ширине корпуса в среднем менее чем 6:1 (за редким исключением "Лорд ов те Айлс" (1953) у которого 6,9:1), в то время как на обычных парусных судах этот показатель варьировался от 3:1 до 4:1. Балтиморские клипера активно применялись в качестве коммерческих рейдеров, для контрабанды и прорыва блокады, для перевозки африканских рабов.
В 1833 году на воду был спущен крупный трехмачтовый балтиморский клипер «Энн Мак-Ким». Он и стал непосредственным предшественником классических клиперов. В 1845 году был построен клипер «Рэйнбоу» («Радуга»), который показал невиданную скорость, а за год до него «Хокуа», два последних и называют первыми настоящими клиперами.
Основным товаром, сулившим купцам немалые прибыли, был китайский чай. Перевозимый на старых судах, он иногда находился в пути по 12 месяцев, отсыревая и пропитываясь запахами трюма.
В 1834 году Ост-Индская компания потеряла монополию на торговлю с Китаем. В 1849 году было отменено действие Навигационого Акта. И в этом же году первом же рейсе в Гонконг американский клипер «Ориенталь» на обратном пути затрачивает 81 день. В следующем году — 80 дней. После этого английские купцы зафрахтовывают его на перевозку в Лондон. В 1850 году на выполнение этого перехода клипер затратил 97 суток. На верфи в Блэкуолле с него сняли мерку (пример промышленного шпионажа).
Уже в следующем году с шотландской верфи Худа в Абердине вдогонку американцам сходят клиперы «Сторнэуэй» и «Кризелайт». В 1852 году с верфи Грина в Блэкуолле сходит построенный по чертежам разработаным с «Ориенаталя» — клипер «Челленжер».
«Гончие псы океана» — такое прозвище получили клиперы на Британских островах — доставляли грузы из Китая за три-четыре месяца.
Количественно ещё долгое время американский клиперный флот превосходил английский и в течение ещё нескольких лет на долю американских судов доставалась большая прибыль (англичанам приходилось фрахтовать американские суда).
В 1856 году разразилась война с Китаем.
С 1860 года американские клипера не фрахтовались англичанами, и клипер «Флайинг Клауд» был последним американским судном, доставившим чай в Лондон. Начиная с 1859 года регулярно проводились гонки чайных клиперов. Самая яркая из них прошла в 1866 году. 28 мая 1866 года с рейда города Фучжоу (Китай) стартовали 16 клиперов. После длинного пути 5 сентября клиперы «Тайпин» и «Ариэль» с разницей в 20 минут ошвартовались у причальной стенки в лондонском порту. Через несколько часов подойдет и «Серика», которая фактически сделала «Ариэль» на двое суток, но увы.
По этому поводу была большая шумиха в прессе, и владельцы «Тайпина», получив премию, разделили её с владельцами «Ариэля». А капитан «Тайпина» свою премию разделил с капитаном «Ариэля».
«Катти Сарк» — единственный сохранившийся представитель великолепной плеяды «гончих псов океана» (и самый известный в мире). По пропорциям, конструкции и размерам корабль почти в точности соответствует непревзойденному скороходу — клиперу «Фермопилы». Клипер «Катти Сарк» построили в 1869 году на шотландской верфи «Линтон энд Скотт» по специальному заказу судовладельца Джона Уиллиса, для участия в чайных гонках.
С 1870 года «Катти Сарк» эксплуатировалась на «чайной» линии, но показанные результаты оценивались как средние. Наивысшим достижением стало третье место в гонке 1871 года, когда «Катти Сарк» пропустила вперед только легендарных «гончих» — «Титанию» и «Фермопилы». В настоящее время «Катти Сарк» стоит на вечной стоянке в сухом доке в Гринвиче (Великобритания).
Закат
1860 году пароход «Скотленд» совершил первый рейс из Шанхая в Ханькоу.
1863 году пароход «Роберт Лоу» доставил из Ханькоу в Лондон груз, большей частью которого был чай.
Вероятно в 1867 году «Агамемнон» преодолел путь из Ливерпуля до Шанхая за 80 суток, а обратно — за 86 суток. В этом же году к нему присоединились «Аякс» и «Ахилл» («Оушн Стим Компани»).
В 1869 году был открыт Суэцкий канал и для пароходов путь значительно сократился. Они стали приходить первыми, возить лучший груз, получать большую прибыль, большим парусникам пришлось уйти на другие маршруты.
В российском флоте числился один «чайный клипер» — «Великая княжна Мария Николаевна» — английский клипер «Хесперус» с железным корпусом, купленный в 1899 г. и переданный Одесскому училищу торгового мореплавания (исчез около 1917 г.). Кроме того, винтовыми клиперами в русском флоте называли ранние типы крейсеров с развитым парусным вооружением, предназначенные для действий на Тихом океане (преимущественно для охраны границ).