Год без «Трансаэро»
Предпосылки
Тревожные сигналы относительно судьбы «Трансаэро» начали поступать еще 2014 г.: в сентябре руководство перевозчика обратилось в Минтранс с просьбой о предоставлении госгарантий. Авиакомпании помогли, выделив госгарантии в размере 9 млрд RUB. Впрочем, это не помогло.
Летом 2015 г. появились сообщения о том, что авиакомпания не выплачивает в срок долги контрагентам и может прекратить деятельность в ближайшее время. К осени долг авиакомпании вырос до 260 млрд RUB.
Эксперты связывали трудности перевозчика с девальвацией рубля, а также с избытком воздушных судов, за которые ежемесячно выплачивались лизинговые платежи. Сказалось и падение числа авиапассажиров.
Попытки спасения
Осенью было предложено передать 75% + 1 акцию «Трансаэро» главному конкуренту, «Аэрофлоту», однако сделка не состоялась. Не удалось приобрести «Трансаэро» и «Сибири», которая также проявляла интерес.
1 октября прекратилась продажа билетов на рейсы «Трансаэро», а перевозку уже купивших авиабилеты пассажиров осуществлял «Аэрофлот», взявший на себя операционное управление терпящей крах компанией. Часть рейсов также выполнили «Уральские авиалинии», «ЮТэйр» и «Сибирь» (s7).
Прекращение деятельности
Судьба «Трансаэро» была решена 1 октября 2015 г. на заседании правительства. Тогда в отношении перевозчика была начата процедура банкротства. В декабре в авиакомпании была введена процедура наблюдения.
Финальный полет состоялся 26 октября 2015 г., когда возвращавшийся из Гонконга самолет «Трансаэро» приземлился в Москве. Позднее в тот же день Федеральное агентство воздушного транспорта отозвало сертификат эксплуатанта «Трансаэро», запретив ей выполнять полеты.
Проблемы турбизнеса
Поскольку «Трансаэро» являлся партнером нескольких крупных туроператоров, его уход с рынка затронул и турбизнес. К счастью, рынок стойко перенес очередное испытание.
Наиболее стрессовая ситуация сложилась у «Библио Глобуса». Однако турагентства своевременно поддержали туроператора, подчеркнув, что продолжат с ним сотрудничать.
7 октября 2015 г. «Аэрофлот» подтвердил график перевозки туристов «Библио Глобуса» с билетами на рейсы «Трансаэро», после чего турбизнес облегченно выдохнул. В дальнейшем туроператор заключил соглашение о перевозке с «дочкой» «Аэрофлота», авиакомпанией «Россия». Туристам, которых туроператор не смог перевезти из-за ухода «Трансаэро», «Библио Глобус» вернул 300 млн RUB.
8 февраля 2016 г. был подан иск о банкротстве туроператора «Трансаэро тур», который был создан основателем «Трансаэро». 10 мая туроператор был официально признан банкротом.
Поскольку «Трансаэро» выполняла большое количество дальнемагистральных рейсов, эксперты прогнозировали проблемы с перевозкой, в частности, в Таиланд и на Бали. После ухода «Трансаэро» укомплектовываться широкофюзеляжными самолетами стали «ВИМ-Авиа» и «Россия».
Деньги за купленные на рейсы «Трансаэро» билеты были возвращены пассажирам. Средства, выделенные на субсидирование перелетов «Трансаэро», были направлены на развитие внутреннего туризма.
Передел рынка и сокращение конкуренции
После ухода «Трансаэро» освободились допуски почти на 150 маршрутов, по которым ранее летала компания. 56 самых привлекательных отошли группе «Аэрофлот» (33 «России» и 23 «Аэрофлоту») в качестве компенсации за перевозку пассажиров «Трансаэро». В свою очередь «Трансаэро» попыталась (безуспешно) оспорить факт передачи допусков «Аэрофлоту».
Помимо группы «Аэрофлот», 13 млн пассажиров, а также оставшиеся маршруты, достались «Сибири», «Уральским авиалиниям» и «ЮТэйр».
Уход с рынка второго по величине авиаперевозчика сказался на ценах. Так, по данным экспертов, стоимость перелетов на разных направлениях выросла после краха «Трансаэро» на 20 — 50%.
В апреле 2016 г. ФАС указал на то, что «Аэрофлот» доминирует на рынке после ухода «Трансаэро». После этого национальный авиаперевозчик добровольно отказался от допусков по 13 направлениям.
Самолеты авиакомпании достались «Аэрофлоту» и «России». Часть судов были направлены на погашение долгов компании. При этом их техническое состояние вызывало массу критики.
Слухи о возрождении
Генеральный директор почившей авиакомпании Александр Бурдин не собирался сдаваться и в декабре 2015 г. начал прорабатывать вопрос о возрождении «Трансаэро». Предполагалось, что реинкарнацией может заняться Михаил Прохоров, а перевозчик может начать базироваться в новеньком Жуковском. Предполагалось два варианта возвращения на рынок: попытка оспорить запрет на выполнение полетов в суде или кооперация с другой авиакомпанией.
В мае 2016 г. авиакомпания подала апелляцию на решение Арбитражного суда Москвы об отзыве у нее сертификата эксплуатанта. Жалоба «Трансаэро» не была удовлетворена. Представитель Росавиации ответил, что у ведомства было сразу 3 причины для отзыва сертификата: ухудшение финансовых показателей, нарушение прав потребителей и нарушение сертификационных правил.
Последний гвоздь в крышку гроба «Трансаэро» был вбит в июле 2016 г., когда замглавы Министерства транспорта РФ Валерий Окулов сообщил, что возрождение авиакомпании невозможно из-за ее огромных долгов.
Рассмотрение дела о банкротстве «Трансаэро» несколько раз откладывалось. Очередная предполагаемая дата рассмотрения дела — 23 ноября 2016 г.
Жизнь без «Трансаэро»
Уход с рынка второй по величине авиакомпании, как казалось, должен стать серьезным ударом и отразиться на всем рынке. Однако отсутствие «Трансаэро» по сути прошло незамеченным из-за череды банкротств туроператоров, закрытия Турции, Египта и Украины, а также в связи с падением пассажиропотока на фоне кризиса. Ущерба не заметили и пассажиры: цены в результате не выросли.
Даниил Марченко