Дирижабли могут получить вторую жизнь
Эпоха дирижаблей как способа доставки грузов и пассажиров по воздуху завершилась 6 мая 1937 года вместе с крушением «Гинденбурга». Данный класс летательных аппаратов был признан недостаточно надёжным, хотя причиной аварии дирижабля LZ 129 стало вовсе не техническое несовершенство конструкции, а халатность и попустительство в вопросах соблюдения правил эксплуатации и надлежащего контроля за пожаробезопасностью.
В XXI веке Министерство обороны США снова занялось изучением вопроса актуальности использования дирижаблей для возвращения этих некогда «королей воздуха» в строй, но уже в качестве аппаратов для выполнения спасательных операций, осуществления разведки и статического мониторинга позиций противника с воздуха. Таким аэростатам-разведчикам была бы свойственна высокая мобильность, позволяющая в кратчайшие сроки развёртывать их на любом типе местности, а также способность нести на себе крупногабаритное и тяжёлое оборудование — системы наблюдения и фиксирования вражеских целей в радиусе до 500 км.
Теперь же Европейский союз перенял эстафету от Министерства обороны США и принял участие в разработке гибридного дирижабля нового поколения — по-настоящему исполинской модели Airlander 10, размеры которой превышают габариты пассажирского самолёта Boeing 747, Airbus A380 и даже самого большого в мире транспортника Ан-225 «Мрия».
Тем не менее, Airlander 10 за счёт ряда технологичных решений способен в течение нескольких дней находиться в воздушном пространстве, не опустошив при этом топливные баки. Правда, стоит отметить, что сниженный троекратно в сравнении с самолётом «аппетит» потребляемого горючего вовсе не означает, что Airlander 10 сможет стать заменой привычным воздушным судам при передвижении на большие расстояния. Представители Hybrid Air Vehicles уточнили, что максимальная скорость перемещения продвигаемого ими летательного аппарата не превышает 160 км/ч. Что касается грузоподъёмности Airlander 10, то она должна составить 50 тонн, которые дирижабль готов будет доставить на расстояние до 2600 км.
На данном этапе проект Airlander 10, оказавшийся в руках специалистов британской компании Hybrid Air Vehicles, нуждается в подготовке необходимой нормативной документации, чтобы превратить дирижабль в полноправного участника воздушного трафика. Изначально же Airlander 10 рассматривался в качестве разведывательного аппарата американской армии. Однако приостановка финансирования поставила временный крест на разработке, чем воспользовалось руководство Hybrid Air Vehicles, которое приобрело права на дирижабль.
Предполагается, что использование Airlander 10 станет коммерчески обоснованным и выгодным, так как судно способно доставлять грузы в самые труднодоступные регионы, зависать над водоёмами, перевозить людей и снаряжение, а также стать средством рекламы и способом своевременной фиксации тех или иных экологических явлений.
Перерождение дирижаблей, стартовой точкой для которого может стать Airlander 10, требует серьёзного финансирования. Для реализации намеченной цели Hybrid Air Vehicles уже сумела получить от Евросоюза €2,5 млн и почти €4,7 млн от правительства Великобритании. Ещё €2,5 млн разработчики планируют собрать при помощи краудфандинговой площадки Crowdcube.