Делос – остров божественного света
Де́лос, реже — Дилос (др.-греч. Δῆλος, греч. Δήλος) — греческий остров в Эгейском море, в группе Кикладских островов. в настоящее время остров является или необитаемым или малонаселенным, в ходе переписи 2001 года было зарегистрировано 14 жителей.
Согласно мифам Древней Греции, на острове произошло рождение богов Аполлона и Артемиды. С древних времён Делос являлся священным местом поклонения у греков. На острове есть множество достопримечательностей, в их числе храмы Аполлона и Диониса.
Остров сохранил множество следов различных цивилизаций Эгейского мира с 3-го тысячелетия до н.э. до раннехристианского периода. Археологические памятники Делоса, разнообразные и очень тесно сконцентрированные, формируют образ большого многонационального средиземноморского порта.
Делос - Остров Божественного Света.avi (14:11, 107Mb)
Мифология
Согласно мифам изначально Делос был плавающим островом, появившимся в результате того, что Посейдон захватил своим трезубцем комок земли со дна моря. Лето, вступившая в связь с Зевсом и преследуемая ревностью Геры, долго странствовала по свету и ни один клочок суши не мог её приютить. После просьбы к острову Делос, куда Лета прибывает в образе волчицы, стать её пристанищем и обещания прославить остров великолепным храмом, Лета девять дней мучается там в родовых схватках, а затем под пальмами рожает Аполлона и Артемиду (один из эпитетов Аполлона был Делиос, а Артемиды — Делия). Для обеспечения безопасности Леты Зевс связал остров цепями с морским дном (по другой версии мифа он закрепил его на 4 алмазных колоннах).
Афиней упоминает, что на Делосе находилось изображение Леты в виде грубого полена.
История
На острове издавна находился храм Аполлона, что послужило толчком к созданию амфиктионий из соседних островов (Кикладских) в течение VIII в. до н. э. союза, охватившего весь ионийский мир от Афин и Эвбеи до малоазийской Ионии. В VI в. до н. э. сильнейшие морские державы соперничали из-за первенства в амфиктионии, так как это первенство равнялось первенству на море. Соседние островитяне собирались на священный остров с женами и детьми и совершали в честь Аполлона гимнические и музыкальные состязания с участием хоров, посылавшихся городами. В 426 г. до н. э. афиняне, имевшие тогда главенство в амфиктионии, произвели тщательное очищение острова, возобновили на празднике Аполлона гимнические состязания и ввели конные ристания, которых прежде не было. С тех пор праздник совершался раз в четыре года (пентетирия — раз в четыре года). Он состоял, главным образом, из хоровых песен и плясок в честь бога и различных состязаний, увеличению блеска и пышности которых много содействовали священные посольства, прибывавшие с участвовавших в амфиктионии островов, из Афин и из некоторых других государств собственно Эллады (например, из Мегар и Мессении). Особенным великолепием отличалась афинская феория, начальство над которой принадлежало к числу богатых граждан. Феория отправлялась не только к пентерическому празднику, а ежегодно; для переезда ее на Делос всегда употреблялся один и тот же старинный, но, конечно, по мере надобности подновляемый корабль, по преданию, тот самый, на котором Тесей ездил на Крит для убиения Минотавра. Вообще воспоминание об этом путешествии играло видную роль во время праздника; в числе священных плясок представлялось блуждание Тесея в лабиринте. Из истории осуждения Сократа (Платон Федон 58a-c) известно, что все время от отправления священного корабля на Делос до возвращения (иногда задерживавшегося противными ветрами) считалось священным, и в течение его не могли приводиться в исполнение смертные приговоры над преступниками. Праздник совершался в «Священном» месяце, соответствовавшем аттическому Анфестериону. Ежегодно в то же время совершались празднества Аполлонии с гимническими и конными играми и хорами. Известен также праздник Дионисий с драматическими представлениями. Поликрат Самосский дарит Аполлону целый остров Ренею, соединив его цепями с Делосом. В эпоху персидских войн, плывя с флотом к берегам Аттики и покоряя Киклады, Мардоний не коснулся Делоса, но, напротив, почтил богов его обильной жертвой. После греческо-персидских войн Делос стал центром Делосского союза. В него вошли приморские и островные греческие государства, которые должны были выставлять в союзный флот корабли, оснащённые и экипированные, или платить денежные взносы — форос. На острове хранилась союзная казна, но заведовали ею афинские должностные лица. После отпадения от Афин делосцы отдались под покровительство спартанцев, которые, как явствует из одной надписи, оставили им самоуправление. Афиняне и в это время продолжали посылать на Далос феории, как видно из истории Сократа. После сражения при Книде афиняне опять на несколько лет захватывают в свои руки управление храмом, теряют его в эпоху возвышения Фив и опять возвращают при возникновении второго морского союза (377 г. до н. э.). Зависимость от Афин, несмотря на многократные попытки отпадения, продолжалась до последнего десятилетия IV-го в. до н. э. В течение почти всего III-го в. до н. э. Делос составлял священный центр союза островов Эгейского моря, находившегося под политическим верховенством Родоса и составлявшего нейтральную территорию между царствами диадохов. В конце III-го в. до н. э. Делос связывает свою судьбу с Македонией. После катастрофы Филиппа V Делос держит сторону Антиоха, затем Персея. После победы над последним (167 г. до н. э.) римляне овладевают Делосом и отдают его афинянам, под владычеством которых для Делоса снова наступает продолжительный период процветания. В 87 г. полководец Митридата Менофан разорил Делос. Окончательный удар нанесла война с морскими разбойниками 69-го года, после чего остров пришёл в запустение.
Достопримечательности
- Небольшое Священное озеро в округлом котловане, ныне высохшее, предопределившее размещение построек на острове.
- Минойский фонтан, был высечен в скале, имел прямоугольную форму с центральной колонкой. Был построен в VI в. до н. э, а восстановлен в 166 г. н. э.
- Рыночная площадь с сохранившимися отверстиями для тентов в каменной мостовой, статуями и колоннами.
- Делосский храм в классическом дорическом стиле.
- Статуя Диониса
- Дорический храм Исиды, был построен в начале римского периода, возведённый в честь Исиды, Сераписа и Анубиса
- Храм Геры, приблизительно 500 г. до н. э, возведённый на месте более старой постройки.
- Дом Диониса (вилла II в. н. э.), названный так по мозаике на полу, изображающей Диониса на пантере.
- Дом дельфинов, названный по мозаике атриума, изображающей дельфинов.