Большая площадь Брюсселя (Гран – Плас)
Гран-плас (Гроте Маркт)
Большой рынок (в русскоязычных источниках обычно упоминается под франкоязычным названием, Гран-плас или Гран-пляс) (нидерл. Grote markt, фр. Grand place) — историческая площадь в центре Брюсселя, один из важнейших туристических объектов города. Здесь расположены две важнейшие достопримечательности — ратуша нидерл. Stadhuis, фр. Hôtel de Ville и Хлебный дом или Дом короля (нидерл. Broodhuis, фр. Maison du Roi). Ансамбль рыночной площади Брюсселя внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ссылка на depositfiles.com
Большая площадь Брюсселя.avi (14:53, 210Mb)
История
Рыночная площадь возникла в XII веке на месте высушенных болот. Между 1402 и 1455 годами было возведено готическое здание ратуши, сохранившееся до сих пор. В XIII веке был построен Хлебный дом, который, как следует из названия, использовался для хранения хлеба. Позднее это здание стало называться Домом короля. Интересно, что в нидерландском языке до сих пор используется более старое название (хлебный дом), в то время как по-французски это здание называется «дом короля».
13 августа 1695 года начался продолжавшийся несколько дней обстрел Брюсселя французской армией. В результате весь центр города был разрушен. На рыночной площади выстояла только ратуша, и, частично, Хлебный дом/Дом короля.
Однако после завершения войны площадь была быстро (всего за четыре года) отстроена богатыми гильдиями. В результате площадь приняла облик, очень близкий к нынешнему. Гильдейские дома построены в стилях барокко и стиле Людовика XIV.
Сердцем города является Гран-Пляс (Гран-Плас) / Гроте Маркт — площадь длиной 110 м и шириной 68 м. Её окружают дома, построенные в XVII веке. Каждый имеет своё название и каждый принадлежал когда-то к определённой гильдии. Так, например, дом «Волчица» занимала гильдия стрелков из лука, дом «Тележка» был построен в 1697 году гильдией производителей масел и жиров. Некоторые дома, такие как «Дуб», «Лисёнок» отличаются довольно простой архитектурой.
На площади также находится здание мэрии (ратуша) представляющее собой шедевр готической архитектуры. Сооружение ратуши велось в 3 этапа. Левое крыло, более длинное, было построено в 1402 году Якобом Ван Тиненом. Правое — достроено в 1445 году неизвестным архитектором. В 1450 году здание было увенчано 90- метровой дозорной башней со статуей архангела Михаила — покровителя Брюсселя.
Напротив Ратуши возвышается «Дом Короля», где, несмотря на название, никогда не жил ни один король. Построенный в XIII веке, дом служил поочерёдно складом для пекарей, трибуналом и тюрьмой. В 1873 году архитектор Виктор Ямар переконструировал здание в стиле готики. В наши дни в «Доме Короля» находится Коммунальный Музей.
Архитектура
На протяжении нескольких веков в Брюсселе имел место конфликт между франкоязычным и фламандским обществами, благодаря чему две территории развивались обособленно, каждая со своими культурными, архитектурными и экономическими особенностями. В центре города в архитектуре преобладают средневековые дома во фламандском стиле, в частности, в стиле фламандского барокко и брабантской готики. Наиболее яркий пример — архитектурный ансамбль площади Гран-плас, созданный в XVI — XVIII веках.
В конце XIX века доминирующую позицию переняла валлонская (франкоязычная) община, поэтому большинство строений XIX—XX веков были выполнены во французском стиле. Один из основателей стиля модерн с его плавными необычными формами, Виктор Орта обучался в Бельгийской Академии искусств в Брюсселе и после окончания обучения начал преобразовывать город. Четыре дома по проекту Орта были занесены в список объектов Всемирного наследия: дом Эдмона Тасселя, Музей Орта, дом Сольвей, дом Ван Этвельде. Другой пример югендстиля из списка Всемирного наследия — дворец Стокле, построенный в начале XX века венским архитектором Йозефом Хоффманом. Во время расцвета ар-нуво город активно разрастался, поэтому многие брюссельские пригороды могут похвастать архитектурой в стиле модерн. Наиболее примечательны в этом плане коммуны Иксель, Эттербеек, Схарбек и Сен-Жиль.
После окончания Первой мировой войны популярным становится стиль ар-деко, представляющий собой синтез модерна и неоклассицизма. Некоторые строения были выполнены в этом стиле (например, архитектура базилики Святого Сердца являет собой смешение ар-деко и неоготики), однако Брюссель остался столицей ар-нуво.