Аюттхая – древняя столица Сиама
Достопримечательности
- Центр изучения истории Аютии
- Дворец Чан Касем
- Национальный Музей Чао Сам Пхрая
- Церковь Св. Иосифа
- Ванг Луанг
- Ват-Чайваттханарам
- Ват Локая Сутхарам
- Ват-Махатхат
- Ват На Пхра Мен
- Ват Пханан Чоенг
- Ват Пхра Рам
- Ват Пхрасисанпхет
- Ват Пхуттайсаван
- Ват-Ратчабурана
- Ват Суван Дарарам
- Ват Тхаммикарат
- Вихам Пхра Монгкхон Бопхит
Королевство Аютия
Аютия (тайск. อาณาจักร อยุธยา) — тайское государство, существовавшее с 1351 по 1767 годы.
Государство Аютия развилось из небольшого политического образования в долине Менама. Это было буддийское государство, но правление в нём осуществлялось по индуистско-махаянистскому прототипу (как в Кхмерской империи), то есть правитель считался девараджей, а администрация была бюрократической.
Тайцы были здесь пришлым населением, раньше них здесь оказались моны.
Правители активно занимались законотворчеством. В 1355 было введено суровое наказание за кражу рабов и увод свободных земледельцев. В 1360 Рама Тибоди I объявил всю землю в Аютии принадлежащей правителю. Налог устанавливался в размере десятой доли урожая. В 1376 было введено деление земледельческого населения на правых (военнообязанных) и левых (гражданских). Молодёжь проходила профподготовку по военной или строительной специальности в отрядах (му), которые объединялись в батальоны (конг) и полки (кром). Первый, третий и другие нечётные сыновья приписывались в му со стороны матери, а второй, четвёртый и другие чётные — отца. Фискальной единицей было рисовое поле (на). Принадлежность людей к социальной категории определялась «разрешением» от правителя на исполнение какой-либо работы.
В 1378 был подчинён Сукотаи.
При Боромотрайколанате (1448-1488) была создана семиранговая иерархическая система «сактина». Другой системой, определявшей жизнь в государстве, был патронаж: житель деревни, обязанный выполнением государственных работ, выбирал себе патрона из должностных лиц.
Социальная структура общества Аютии была следующей: к знати относилась наследственная аристократия (семья правителя), также к господствующему классу относились столичная (трактун) и служилая (куннанг) знать, верхний слой крестьян. Основная масса земледельческого населения (прай) сохраняла свободу. Существовали рабы, они могли принадлежать светским лицам (даса) и монастырям (кха, пхра).
В отличие от Дваравати в Аютии одноимённая столица была не только политическим, но и экономическим и военным ядром государства. Другими крупными городами были Лопбури, Супанбури, Пра Патом, Након Найок.
Что касается международных отношений, то важным партнёром Аютии был Пекин. В 1438 государство Сукотаи стало частью Аютии. Значительным этапом была борьба с государством Чиенгмай, ради которой Боромотрайлоканата на 25 лет перенёс столицу в Питсанулок (1463-1488).
XVI—XVII века
Рама Тибоди II (1491—1529) подписал первый торговый договор с европейской державой — Португалией, которой было предоставлено право свободной торговли и привилегии на побережье Бенгальского залива (Тенассерим и Мергуи). В Аютии была открыта христианская миссия и построена церковь. Португальцы выступали как советники в войске Аютии, у них было приобретено огнестрельное оружие и навыки литья пушек.
Тогда же в Аютии появляется государственная монета — тикаль. На экспорт шли олово, свинец, древесина, слоновая кость и шкуры диких животных.
При Рама Тибоди II были проведены военные реформы: мужское население деревень околостоличных провинций от 18 до 60 лет было поделено на два разряда: от 18 до 20 лет (прай сом) и старше 20 (прай лунг). Их имена заносились в государственный реестр. Первые проходили профподготовку в «домах» должностных лиц, которые могли стать их патронами, хотя чаще всего прай сомы становились прай лунгами. Последние до 50 лет выполняли шестимесячные безвозмездные работы на государство.
Несмотря на расширение сферы частноправовых отношений, контроль над трудовыми ресурсами деревень сохраняло государство. Органами управления являлись шесть ведомств (кромы):
- дворца
- южных провинций и «правой» части населения
- регистрации прай
- северных провинций и «левой» части населения
- казны, внешней торговли и сношений
В удельных крепостях наместниками были посажены принцы (родственники правителя).
При Прачае (1534—1546) при поддержке португальцев была совершена неудачная попытка покорить Чиенгмай, в столице началась борьба за власть, в которой победил Маха Чакрапат (1549—1569). На первый же год его правления выпала сложная битва на слонах с Туангу на границе сиамского государства, оно было проиграно, но наместник Сукхотаи, подошедший с войском, спас положение. В 1563 бирманцы вновь подошли к Аютии, им пришлось отдать большую дань. В 1568 году бирманцы снова ворвались на территорию государства, что совпало со смертью Маха Чакрапаты. Его преемнику Пра Махину пришлось сдать столицу в следующем году, в результате чего Аютия на 15 лет попала в зависимость от Туангу при сохранении широкой автономии.
В 1571 усилившаяся местная наследственная администрация и торговый капитал начали борьбу за восстановление независимости. В 1584 она была провозглашена Наресуаном (1584—1605). В 1593 под власть Аютии вернулись Тенассерим и Мергуи, а также северные города. В 1599 вассалом Сиама стал Чиенгмай. К смерти Наресуана Аютия превосходила по территории самою себя до бирманского завоевания, включала в себя Камбоджу и монское государство Пегу. При Экатотсарате (1605—1620) политическое господство над этими государствами укрепилось.
При двух вышеназванных правителях и Сонгтаме (1620—1628) укрепили свои позиции старосты и старейшены деревень (кун), наследственно занимавшие местные административные посты, обеспечивавшие мобилизацию населения на государственные работы и в войско.
Росла иммиграция из других стран, например, торговцев-арабов. В 1604 голландцы получили разрешение на открытие торговой фактории Также в Аютии появились торговые семьи из Японии, при дворе была сформирована гвардия из японских воинов. Велась торговля с Китаем и Индией. В 1608 Мориц Оранский принял в Гааге первое тайское европейское посольство.
Государственные повинности стали заменять денежным выкупом. Был установлен денежный налог на рынки и лавки, 10%-ый налог на товары. Высока была роль буддийского духовенства.
В 1624 в Аютии к власти пришла новая династия — Прасат Тонга («Династия Золотого дворца»). Прасат Тонг (1628—1656), в честь которого была названа новая династия и Нарая (1656—1688) ещё могли добиваться лояльности наместников. Их приемникам пришлось столкнуться с сепаратизмом.
В 1687 Франция, после неудачной попытки иезуита Ташара обратить Нарая в католичество, отправило в Сиам посольство во главе с Ла Лубером, которому удалось заключить договор о торговле и торговых привилегиях. В следующем году французы направили в страну военную экспедицию, однако народное восстание, свергшее Нарая, привела к бегству европейцев. Руководитель восстания Петрача (1689—1703) «закрыл» страну от заморских соседей.